Форум | Альтернативаnew | Чат | Дневники | Клубы | Знакомства | Игры | Фотоальбомы | Конкурс красоты Пользователи Транслит Радио Телевидение Поиск
 
Мой профиль
Общение
Развлечения
Полезное
Информация
Услуги
Язык
Реклама
  Мобильная версия порталаnew
RC-MIR.com » Форум » Общество » Дом, Семья, Здоровье » Сделай сам » Методы развития творческих способностей
Начать новую тему   Ответить на тему На страницу: Пред.    1, 2, 3, 4, 5   След.
Распечатать тему
Автор Сообщение
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 01 фев. 2019 09:00
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип заранее подложенной подушки

компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.

Как обычно воспользуюсь примерами взятыми у Сергея Маркова и в школе ТРИЗ:

пример №1

ИСТОЧНИК:
Юлиан Семенов, «Семнадцать мгновений весны», роман

СИТУАЦИЯ:
Выйдя из своего служебного кабинета, штандартенфюрер Штирлиц, он же советский разведчик Исаев, увидел, как по коридору управления несли хорошо знакомый ему чемодан, в котором хранился его передатчик. Еще не зная, как быть, Штирлиц последовал за двумя солдатами и выяснил, что чемоданчик предназначался штурмбанфюреру Рольфу. Наш разведчик, не долго думая, вошел следом, чтобы на месте выяснить, насколько он близок к провалу.

В ходе приятельского разговора с Рольфом штандартенфюрер выведал всё, что ему требовалось знать о передатчике и судьбе своих агентов. Можно было уходить. Но как быть, если вдруг Рольфа спросят, кто к нему приходил и зачем? Может выясниться, что в гостях у контрразведчика был некто Штирлиц, который подробно интересовался советским передатчиком. Зачем интересовался, с какой целью? Хлопот потом не оберешься…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Рольф должен запомнить, с какой целью к нему приходил Штирлиц, потому что убрать такое воспоминание нельзя, и не должен этого запомнить, чтобы Штирлиц не попал под подозрение.

РЕШЕНИЕ:
«Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя по лбу и засмеялся:

- Я стал склеротическим идиотом... Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора. Теперь, думал Штирлиц, если Рольфа спросят, кто к нему заходил и зачем, он наверняка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное. Рольф снабжал половину управления снотворным, - его дядя был аптекарь».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Психологический эффект
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственную нужную часть (свойство)
*Принцип «заранее подложенной подушки»:
а) компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами

КОММЕНТАРИЙ:
Штирлиц был прав, но лишь отчасти. В психологии известен относящийся к памяти так называемый «закон края». Он гласит, что лучше всего запоминается информация, представленная в самом начале и в самом конце информационного ряда. Поэтому Рольф в равной степени мог запомнить как интерес Штирлица к передатчику, так и достаточно искусственную и весьма «топорную» вставку про снотворное. Интерес к чемодану разведчику следовало убрать в середину беседы. Впрочем, кто мы такие, чтобы учить ремеслу признанного аса разведки?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в психологии



пример № 2

ИСТОЧНИК:
ОБС-Информ (Одна Бабка Сказала)

СИТУАЦИЯ:
Есть побасенка, согласно которой на переговорах в Потсдаме британский премьер-министр Уинстон Черчилль ввел партнеров в измененное состояние сознания, проведя переговоры с преимуществом для Великобритании.
Вот идут переговоры, Сталин с Рузвельтом обсуждают раздел мира, а Черчилль пыхтит знаменитой сигарой. И все замечают, что у него уже длинный пепел, или, как говорят краснодарские наркоманы, "крапаль". Но он не стряхивает. А пепел не падает.
Вот Сталин с Рузвельтом уже поделили Африку и принялись за Азию, а пепел все не падает. Вот дошли до орбитального пространства и обсудили, кому первому начинать холодную войну, а Черчилль так и сидит с полуметровым крапалем. Сталин с Рузвельтом не спускают глаз с тлеющего кончика: когда же пепел упадет? А он все не падает... Так и не упал с него пепел. Переговоры, конечно, были парализованы, оппоненты деморализованы. Что за трюк придумал Черчилль?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Столбик пепла должен быть надежно прикреплен к сигаре, чтобы он не падал, и не должен быть прикреплен, потому что сделать это незаметно на виду у всех нельзя.

РЕШЕНИЕ:
По легенде, Черчилль заранее воткнул в свою сигару булавку…


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип предварительного исполнения
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Приведенный эпизод, возможно, всего лишь легенда. Но Черчилль, несомненно, был очень колоритной личностью. По другой легенде, как-то на склоне лет его спросили: «Вы ведёте неправильный образ жизни, ежедневно пьете коньяк, курите как паровоз и все-таки прожили уже 90 лет! В чем секрет Вашего долголетия?» На это Черчилль ответил: «Просто я никогда не стоял там, где можно
+ ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 07 фев. 2019 13:05
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип эквипотенциальности

Изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

пример № 1 из блога Сергея Маркова

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961. – С. 32-33, 107-108.

СИТУАЦИЯ:
Как организованы транспортировка и хранение толстолистовой стали на большинстве промышленных предприятий? Листы в цехе складывают в стопы, не сортируя по толщине, поскольку для этой операции обычно не хватает места. Очень часто случается, что лист нужной толщины расположен в самой середине громоздкой металлической стопы, откуда его неимоверно сложно вынуть. Создавать же специальные склады, где листы будут раскладываться по толщине, слишком дорого.

Выход нашли в том, чтобы ставить листы на ребро, в вертикальное положение. Теперь, чтобы достать нужный лист, нет необходимости растаскивать стопу краном. Вот только безопасно транспортировать очень тяжелый лист при помощи захватов в вертикальном положении не удается. Перед изобретателями была поставлена задача: придумать простой и надежный механизм для транспортировки тяжелых стальных листов в вертикальном положении. Как подступиться к такой задаче?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Захват должен быть, чтобы предотвратить падение листа, и захвата быть не должно, чтобы не усложнять конструкцию системы транспортировки.

РЕШЕНИЕ:
Трудность задачи состоит в том, что требуется предотвратить падение листа при транспортировке его в вертикальном положении. Небольшой лист достаточно просто перенести над землей. Но тенденция развития техники такова, что со временем листы становятся более тяжелыми, вес их достигает нескольких десятков тонн. Очень сложно создать надежный и в то же время простой захват, который удержит лист во время движения по воздуху.

Изобретатели пошли другим путем. Они применили принцип «пусть случится». Что самое плохое может произойти с листом? Он упадет. Так давайте сразу позволим ему это сделать. Как гласит один из законов Мерфи: «С пола упасть нельзя». Тяжелые предметы легче и выгоднее транспортировать по земле. К тому же по правилам безопасности запрещено транспортировать тяжелые грузы над головами людей, поэтому при любых обстоятельствах лист будет переноситься по свободному пути. Отпадает необходимость поднимать, а затем опускать тяжелый лист. Не нужны и захваты особой конструкции: лист все время движется по земле. Роль захвата, предотвращавшего падение изделия, стала выполнять земля, на которую опирается лист. Задача из сложной изобретательской превращается в сравнительно более простую инженерно-конструкторскую.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «пусть случится» (терминология 1961 года)
*Принцип эквипотенциальности:
а) изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект

КОММЕНТАРИЙ:
Инерция мышления и прежняя организация технологического процесса наталкивали на поиск способа транспортировки листов по воздуху. Как оказалось, в этом вовсе не было необходимости.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности

Пример № 2 взят в школе ТРИЗ

Авт. свид. СССР № 264679. Предложено устройство для перемещения пресс-форм в зоне пресса. Устройство выполнено в виде прикрепленной к столу пресса приставки с рольгангом.





пример № 3

Авт. свид. СССР № 110661. Контейнеровоз, в котором груз не поднимается в кузов, а только приподнимается гидроприводом и устанавливается на опорную скобу. Такая машина работает без крана и перевозит значительно более высокие контейнеры.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 14 фев. 2019 12:40
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип “наоборот”

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;
в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.

пример №1


ИСТОЧНИК:
Шубин А.В. Социализм. «Золотой век» теории. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
В начале 30-х годов XIX века в Ирландии успешно развивалась самоуправляющаяся община Рэлехейн, деятельность которой строилась на принципах утопического социализма Роберта Оуэна. Извечный вопрос коммунистической идеи и социалистической практики — как быть с лентяями, которые встречаются в любой социальной группе. Как заставить таких людей добросовестно трудиться? На капиталистическом предприятии функции контроля и принуждения выполняют надсмотрщики. А в общине, в которую люди объединились на совершенно иных принципах? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Надсмотрщик должен быть, чтобы лентяй не отлынивал от работы, и надсмотрщика быть не должно, потому что это нарушает принципы существования общины.

РЕШЕНИЕ:
Ирландские общинники-крестьяне так решили проблему: они ставили отъявленных лентяев работать рядом с самыми трудолюбивыми членами общины. Отлынивать от работы, глядя в глаза такому напарнику, оказалось невозможно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий воздействие
*Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты
*Стандарт 3.1.1 Объединение систем

КОММЕНТАРИЙ:
А в общем-то психологи знают, что не бывает ленивых людей – есть люди без целей. То, что в обыденной жизни называется ленью, в большинстве случаев объясняется недостатком мотивации к той или иной деятельности. Подобрать мотивационный «ключик» к личности достаточно сложно. Но если вам удастся это сделать, вы убедитесь, что даже самый отъявленный лентяй с увлечением возьмется за дело.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах




Пример№ 2

ИСТОЧНИК:
Фаер С., Тимохов В. Полцарства за идею! – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – С. 38.

СИТУАЦИЯ:
Женевский аптекарь Жан Пиното любил свою кошку. А та обожала спать в витрине его аптеки. Жан всячески пытался отучить животное от этой привычки, опасаясь за репутацию своего заведения. Но эти попытки ни к чему не приводили – кошка удобно устраивалась на витрине и сладко засыпала. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кошка должна спать на витрине аптеки, потому что отучить ее от этого не удается, и кошка не должна там спать, чтобы не пострадала репутация заведения.

РЕШЕНИЕ:
Аптекарь решил использовать кошку в качестве живой рекламы своей аптеки. Рядом со спящим животным он повесил плакат с рекламой средства от бессонницы. Продажи препарата резко подскочили. А аптека сразу стала местной достопримечательностью.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие было снято – кошка перестала быть просто спящим животным, а превратилась в полезную для дела живую рекламу. Спящая кошка есть – и кошки вроде бы и нет, есть только реклама.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе



пример № 3

ИСТОЧНИК:
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

СИТУАЦИЯ:
Виктор Франкл, основатель логотерапии, описывает такой случай из своей практики. Родители девятилетнего ребенка были обеспокоены тем, что их сын регулярно, практически каждую ночь, мочился в постель. Они пробовали стыдить его, уговаривали и даже били. Но все попытки избавиться от нежелательного явления были безуспешными. Состояние ребенка от недели к неделе становилось все хуже. По всей видимости, расстройство носило не медицинский, а психогенный характер. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание за мнимый «проступок» мальчика должно быть, чтобы он перестал мочиться в постель, и наказания быть не должно, потому что оно только усугубляет ситуацию.

РЕШЕНИЕ:
Парадоксальный выход из положения нашел отец, не имевший, кстати, никакого представления о логотерапии. Он пообещал сыну, что будет давать ему пять центов всякий раз, когда тот намочит постель. Парнишка немедленно стал строить планы относительно того, куда он потр

+ ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 18 фев. 2019 09:37
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип сфероидальности

а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
б) использовать ролики, шарики, спирали;
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.


Примеры взяты в блоге Сергея Маркова.

пример № 1

ИСТОЧНИК:
*Носов Н. Незнайка в Солнечном Городе. – М.: Эксмо, 2012. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
А вот занимательная история для самых маленьких изобретателей. Во время автомобильного путешествия в Солнечный Город сказочный герой Незнайка и его друзья повидали немало чудес. Их внимание привлекли поля с большими кругами. Круги были разноцветные – зеленые, желтые и красные. Складывалось впечатление, что кто-то нарочно расчертил землю циркулем и раскрасил.

Подъехав ближе, друзья увидели необычный механизм, напоминавший машинку для стрижки волос. Она непрерывно стригла траву, которая поступала на движущуюся ленту и исчезала внутри агрегата. Позади машины земля оставалась вспаханной и, по всей видимости, засеянной какими-то семенами.

Удивительнее всего было то, что машиной, на боку которой красовалась надпись «Циркулина», никто не управлял. Тем не менее она исправно передвигалась по кругу, оправдывая свое название. Мало того, агрегат постепенно увеличивал круги, что позволяло последовательно обрабатывать новые участки поля. Как это можно объяснить?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Программа, управляющая движением машины, должна быть, чтобы «Циркулина» двигалась по расширяющемуся кругу, и такой программы быть не должно, потому что в мире малышей-коротышек компьютеров не было.

РЕШЕНИЕ:
В конце концов Незнайка догадался, в чем было дело. Оказалось, что «Циркулина» была привязана металлическим тросом к столбу, стоявшему посреди поля. Машина фактически ходила по кругу, находясь на привязи. Постепенно трос разматывался и удлинялся, а машина описывала все более широкие круги.

Как только трос полностью разматывался, «Циркулина» останавливалась и начинала издавать гудки. Услышав этот сигнал, машинист, в чьем ведении было несколько таких машин, подъезжал к комбайну-роботу и переводил его на следующий участок.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип сфероидальности:
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному
*Принцип самообслуживания:
а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции
*Принцип динамичности:
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся

КОММЕНТАРИЙ:
Увиденная героями поучительной сказки чудесная машина была универсальной: она могла пахать, сеять, боронить, вносить подкормку и даже бороться с сорняками, перерабатывая их в удобрения.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям




пример № 2

Х/ф «Темпл Грандин» ("Temple Grandin", США, 2010 г.)

СИТУАЦИЯ:
Американка Темпл Грандин, несмотря на диагноз «аутизм», успешно преодолела недостатки в развитии социальных навыков и стала одним из ведущих специалистов в сфере животноводства и проектирования оборудования для скота.

Еще в детстве Темпл написала школьный диплом, в котором освещались необычные подходы к изготовлению станков для домашнего скота. Ее разработки были направлены на гуманное обращение с животными, большинству которых была уготована печальная участь быть забитыми на бойне.

В те времена скот гнали к месту забоя по прямой линии; при этом животные видели, что ждет их впереди, испытывали сильнейший стресс, вели себя возбужденно. Это утяжеляло работу по забою скота и даже ухудшало качество мяса, поскольку в кровь возбужденных животных поступали вредные для человека вещества. Как усовершенствовать систему и обеспечить комфорт бедным животным?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Животные должны видеть, куда их ведут, чтобы беспрепятственно идти к месту бойни, и не должны видеть, куда их ведут, чтобы они были спокойны и чувствовали себя комфортно.

РЕШЕНИЕ:
Темпл Грандин предложила придать загонам для скота и коридорам, ведущим от места содержания к бойне, плавную изогнутую форму. Перемещаясь по широкой кривой, огороженной сплошным забором, животные вели себя спокойно. Такая система учитывала природную склонность скота двигаться по круговой траектории.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип сфероидальности:
а) перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным

КОММЕНТАРИЙ:
По авторским проектам, предложенным Темпл Грандин, в наши дни устроено большинство скотоводческих предприятий в США и Европе.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в животноводстве

+ ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 25 фев. 2019 09:34
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение


Принцип динамичности:

а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.


пример №1 блог Сергея Маркова

ИСТОЧНИК:
*Носов Н. Незнайка в Солнечном Городе. – М.: Эксмо, 2012. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
А вот занимательная история для самых маленьких изобретателей. Во время автомобильного путешествия в Солнечный Город сказочный герой Незнайка и его друзья повидали немало чудес. Их внимание привлекли поля с большими кругами. Круги были разноцветные – зеленые, желтые и красные. Складывалось впечатление, что кто-то нарочно расчертил землю циркулем и раскрасил.


Подъехав ближе, друзья увидели необычный механизм, напоминавший машинку для стрижки волос. Она непрерывно стригла траву, которая поступала на движущуюся ленту и исчезала внутри агрегата. Позади машины земля оставалась вспаханной и, по всей видимости, засеянной какими-то семенами.

Удивительнее всего было то, что машиной, на боку которой красовалась надпись «Циркулина», никто не управлял. Тем не менее она исправно передвигалась по кругу, оправдывая свое название. Мало того, агрегат постепенно увеличивал круги, что позволяло последовательно обрабатывать новые участки поля. Как это можно объяснить?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Программа, управляющая движением машины, должна быть, чтобы «Циркулина» двигалась по расширяющемуся кругу, и такой программы быть не должно, потому что в мире малышей-коротышек компьютеров не было.

РЕШЕНИЕ:
В конце концов Незнайка догадался, в чем было дело. Оказалось, что «Циркулина» была привязана металлическим тросом к столбу, стоявшему посреди поля. Машина фактически ходила по кругу, находясь на привязи. Постепенно трос разматывался и удлинялся, а машина описывала все более широкие круги.

Как только трос полностью разматывался, «Циркулина» останавливалась и начинала издавать гудки. Услышав этот сигнал, машинист, в чьем ведении было несколько таких машин, подъезжал к комбайну-роботу и переводил его на следующий участок.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип сфероидальности:
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному
*Принцип самообслуживания:
а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции
*Принцип динамичности:
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся

КОММЕНТАРИЙ:
Увиденная героями поучительной сказки чудесная машина была универсальной: она могла пахать, сеять, боронить, вносить подкормку и даже бороться с сорняками, перерабатывая их в удобрения.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям

пример№2

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1986. – С. 60-61.

СИТУАЦИЯ:
Спортивный катамаран – это два поплавка и площадка между ними, на которой располагается спортсмен. На передней кромке площадки имеется брус, где жестко крепится мачта с парусом. Катамаран тем устойчивее, чем больше расстояние между поплавками. Но если такое судно перевернулось, то именно его высокая устойчивость не позволяет вернуть катамаран в первоначальное положение. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Расстояние между поплавками должно быть большим, чтобы обеспечить судну устойчивость, и расстояние между поплавками должно быть маленьким, чтобы катамаран было проще перевернуть.

РЕШЕНИЕ:
Предложено использовать в данном случае закон динамичности технических систем и устроить катамаран так, чтобы поплавки могли сдвигаться друг к другу. Устойчивость при этом станет низкой, перевернуть катамаран будет легче.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип динамичности:
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся

КОММЕНТАРИЙ:
Есть и второе решение – выполнить соединение мачты с брусом в виде шарнира. Тогда переворачивать судно не придется, достаточно будет поднять мачту из подводного в надводное положение (площадка катамарана должна быть одинакова с обеих сторон). Думается, что решение с подвижной мачтой, установленной на шарнире, более эффективно. А вот насколько просто будет поднять мачту из воды, сдвинув поплавки друг к другу, – это большой вопрос.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в судостроении




пример №3


ИСТОЧНИК:
Левандовский А. Сен-Симон. – М.: Молодая гвардия, 1973. – С. 44.

СИТУАЦИЯ:
Французски
+ ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 12 мар. 2019 08:35
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип частичного или избыточного действия

Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится.

пример №1


СИТУАЦИЯ:
«Эстрадные клоуны З. Малков и А. Тряпицын задумали новую сценку. Нужно было сатирически показать события, происходящие за кулисами перед выходом актеров на сцену. Волнение артистов, недоделки в декорациях и реквизите, конфликты между актерами, рабочими сцены, режиссером.

Чтобы было предельно ясно, что действие происходит ДО начала представления, занавес должен быть закрыт. Но тогда зрители не увидят сценку. Полуоткрытый занавес тоже не дает нужного эффекта. Клоуны попробовали прозрачный занавес, но он искажает «изображение». Как же показать закрытый занавес?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Занавес должен быть, чтобы показать, что действие происходит за кулисами, и занавеса быть не должно, чтобы зрители могли видеть происходящее.

РЕШЕНИЕ:
В процессе работы над клоунадой актеры лишь обозначили края занавеса двумя свисающими с потолка веревками, что позволило не только максимально приблизить действие к специфике манежа, но и предельно обнажить закулисную жизнь.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Две свисающие веревки – это решение, близкое к идеальному. Но сможет ли оно передать в полной мере наличие занавеса? Почему-то вспоминается занавес из бамбуковых палок. Помните, нечто подобное украшало вход в «Кабачок 13 стульев» из давних советских времен? Занавес для клоунады также можно было бы выполнить в виде нескольких свисающих сверху элементов, расположенных на значительном удалении друг от друга. Такая конструкция позволит разделить пространство, наметив контуры закулисья, но не будет мешать просмотру. Впрочем, артистам виднее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах

пример №2

ИСТОЧНИК:
Телесериал «Красная капелла», (Россия, 2004 г.)

СИТУАЦИЯ:
Руководитель группы немецких контрразведчиков Карл Гиринг озабочен деятельностью неизвестной разведгруппы противника во Франции. Активность в радиоэфире позволяет предположить, что в Европе существует глубоко законспирированная разведывательная организация, действующая предположительно под контролем советской разведки – «Красная капелла». Первоочередная задача немцев – расшифровка радиосообщений. Но никаких зацепок для дешифровки у немецких контрразведчиков нет, код не поддается.

Идеальные условия для дешифровки предполагают знание дословного содержания исходного текста сообщения. В этом случае можно легко сопоставить текст и зашифрованную цифровым кодом радиограмму. Но, ясное дело, такая «шоколадная» ситуация практически не достижима. Как быть руководителю зондер-команды Гирингу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Содержание исходного сообщения должно быть известно контрразведчикам, чтобы узнать код, и не должно быть известно, поскольку шифровку составляют советские разведчики, а не немецкая контрразведка.

РЕШЕНИЕ:
Карл Гиринг провел масштабную операцию по дезинформации советской разведки. Подставные лица зафрахтовали на французском побережье Ла-Манша все грузовые суда якобы для переброски немецкого десанта в Великобританию. Были выбраны три порта, в которых дислоцировались зафрахтованные немецкой разведкой суда: Гавр, Кале и Шербур. Параллельно по разным каналам была запущена информация о масштабной переброске в эти пункты дивизий вермахта.

Гиринг рассуждал так: получив информацию о готовящемся десанте, советская разведка немедленно передаст по радиосвязи соответствующее сообщение в Центр. И в этом сообщении непременно будут присутствовать ключевые слова – названия трех французских портов. Зная ключевые слова, можно с высокой долей вероятности подобрать ключ к шифру советской разведки.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Расчет Гиринга оказался точен: только благодаря дьявольской проницательности советского резидента Жана Жильбера в последний момент удалось разгадать коварный замысел немцев и сохранить код.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в контрразведке




пример№ 3

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Часть 1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007.*
*Соболев Р. Как кино стало искусством. – Киев: Мистецтво, 1975.

СИТУАЦИЯ:
В кинофильме режиссера Антониони «Забриски пойнт» главная героиня – Дария – секретарша крупного босса, бросает ненавистный ей мир делячества и уезжает в уединенную долину. Через время
+ ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 22 мар. 2019 09:23
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Сегодня я подумал, что раз уж я опубликовал на форуме" Творчество "
сообщение о моем любимом методе ТРИЗ "Морфологический ящик" и морфологическом анализе то целесообразно и в данной теме осветить его полнее чем там , с учетом посещения людей занимающихся не только написанием произведений искусства ,но и техническим и другими видами творчества используемых в быту.
Метод морфологического ящика наиболее популярный из морфологических методов, предложенных швейцарским астрономом Фрицем Цвики . Данный метод наиболее приспособлен для решения практически любых творческих и изобретательских задач ,включая бытовые, технические ,экономические, художественные, задачи, что и послужило для его активного продвижения практически во всех сферах жизнедеятельности.

Для претворения в жизнь данного приема необходимо следующее:

1. Предельно точно сформулировать проблему
2. Выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения)
3. Сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом
4. Проанализировать решения, содержащиеся в морфологическом ящике с точки зрения поставленных целей (целевой функции)
5. Выбрать и реализовать наилучшее решение .





На рисунке в верху показана общая и плоская таблица . Однако морфологический ящик для решения сложных проблем может изображаться и в виде куба состоящего из нескольких подобных таблиц-слоев, в которых может быть использованы другие условия .
Например как на рисунке внизу :



А вот схема с помощью которой можно создать 300 разновидностей тары для различных напитков .


теперь посмотрите как можно использовать этот прием придумывая картину с изображением цветов



А вот ящик созданный для конструирования пылесоса


На следующем рисунке представлено задание(игра) для детей придумать и нарисовать робота


А сейчас предлагаю каждому читателю стать сценаристом приключенческих сериалов и или писателями романов .Несколько изменив содержание таблицы вы можете ее использовать для того , чтобы придумывать детям сказки на ночь... Думается каждый из вас выбрав свой зигзаг , одев героев в различные одежды, поместив их в различные природно погодные условия создать свое уникальное произведение и требовать соблюдение авторских прав........icon_smile.gif

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 11 апр. 2019 08:49
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип перехода в другое измерение

а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
в) наклонить объект или положить его “на бок”;
г) использовать обратную сторону данной площади;
д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.


Примеры как всегда взяты у Сергея Маркова:

пример № 1

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В., «Решение исследовательских задач» (электронное издание)

СИТУАЦИЯ:
Чтобы муть опустилась на дно пробирки, требуется длительное время – несколько часов. Для ускорения этого процесса в лабораториях используют активаторы или специальные центрифуги. Но однажды изобретатель Мартьянов показал, что осаждение может произойти очень быстро. Он взял пробирку с жидкостью в руки, отвернулся, что-то проделал с ней, после чего продемонстрировал, что муть осела на дно пробирки. Как ему удалось ускорить медленный процесс?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Уровень жидкости в пробирке должен быть маленьким, чтобы осадок выпал быстро, и уровень жидкости должен быть большим, потому что таково условие задачи.

РЕШЕНИЕ:
Изобретатель перевернул пробирку в горизонтальное положение. Уровень жидкости в сосуде стал очень маленьким. Муть быстро опустилась до находившейся снизу стенки. Оставалось осторожно вернуть пробирку в вертикальное положение, чтобы муть скатилась по стенке на дно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип перехода в другое измерение:
в) наклонить объект или положить его «набок»

КОММЕНТАРИЙ:
Время осаждения мути зависит от скорости осаждения, которую мы изменить не можем (она определяется свойствами жидкости и частиц мути), а также от расстояния, которое частицы должны пройти от поверхности жидкости до дна пробирки. Этим параметром экспериментатор в определенной степени мог управлять.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в исследовательских задачах

пример№ 2

ИСТОЧНИК:
Чутко И.Э. Мост через время. – М.: Политиздат, 1989. – С. 116.

СИТУАЦИЯ:
Из беседы И. Чутко со знаменитым советским авиаконструктором Р.Л. Бартини:

«Видел я, кажется, в «Литературке» юмористическую серию рисунков, вроде серий Бидструпа. Человечек на картинке; он оживает и хочет выйти на «свободу». Бежит направо – ударяется в правый край, в раму. Налево – а там левый край. Бросается вниз, прыгает вверх – везде края, граница…»

Художнику необходимо изобразить в юмористической форме, что персонаж находит выход за пределы своего тесного воображаемого мира, ограниченного краями листа. Как это сделать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Лист должен иметь границы, потому что это ограниченный в пространстве физический объект, и лист не должен иметь границ, чтобы нарисованный человечек мог вырваться за пределы жестких физических рамок.

РЕШЕНИЕ:
«Человечек растерян, задумывается и вдруг хлопает себя по лбу: нашел! И – уходит в глубину...»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип перехода в другое измерение:
а) ...Задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, упрощаются при переходе к пространству трех измерений

пример № 3

ИСТОЧНИК:
И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»

СИТУАЦИЯ:
Великий комбинатор Остап Бендер, волею судьбы занесенный в провинциальный город Арбатов, да еще и без денег, решил поправить свое финансовое положение, попробовав свои силы в качестве сына героического лейтенанта Шмидта. Растроганный внезапным посещением сына знаменитого героя председатель местного исполкома, прежде чем расстаться с казенными деньгами, из вежливости осведомился об имени-отчестве посетителя.

«… - Простите, а как ваше имя?
- Николай... Николай Шмидт.
- А по батюшке?
«…- Ах, как нехорошо! - подумал посетитель, который и сам не знал имени своего отца…»

Если брякнуть первое пришедшее в голову имя, можно оказаться на грани провала – а вдруг это проверка со стороны хитроумного председателя? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Остап Бендер должен сказать правду, чтобы не оказаться в глупом положении, и не должен сказать правду, поскольку имени лейтенанта Шмидта он не знает.

РЕШЕНИЕ:
«…- Да-а, - протянул он [Бендер], уклоняясь от прямого ответа, - теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма. Я собственно попал к вам в город совершенно случайно. Дорожная неприятность. Остался без копейки…»

«…Председатель очень обрадовался перемене разговора. Ему показалось позорным, что он забыл имя очаковского героя
+ ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
кофер
Мастер
Мастер




Зарегистрирован:
2018-11-25
Кол-во пунктов: 3450
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 15 Май 2019 08:44
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Принцип использования механических колебаний

а) привести объект в колебательное движение;
б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
в) использовать резонансную частоту;
г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полям
и.

пример№1
взят у Сергея Маркова

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»
Курашов А. Маяк о спорте. — Радиостанция «Маяк», 01.02.1994.

СИТУАЦИЯ:
В январе 1994 года в Москве состоялись соревнования бегунов с полной потерей слуха и зрения. Для них беговая дорожка — темная и безмолвная. Поэтому каждого бегуна сопровождал спортсмен-профессионал — их связывала короткая, легкая ленточка, чтобы слепой бегун не сбился с дорожки... Но как донести до таких бегунов атмосферу соревнования, реакцию зрителей — их аплодисменты?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Спортсмены должны получить сигнал — почувствовать атмосферу соревнований, и не должны, так как они не слышат аплодисментов.

РЕШЕНИЕ:
Комментатор соревнования попросил зрителей аплодировать резко и в определенном ритме. От таких хлопков возникла волна воздуха и дошла до спортсменов-инвалидов, имеющих обостренное тактильное восприятие.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Согласование ритмики элементов системы
Использование механических колебаний

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте





Пример 2. взят в школе ТРИЗ

Авт. свид. СССР № 307896. Способ безопилочного резания древесины при помощи изменяющего свои геометрические размеры режущего инструмента, отличающийся тем, что с целью снижения усилия внедрения инструмента в древесину резание осуществляют инструментом, частота пульсации которого близка к собственной частоте колебаний перерезаемой древесины.

Пример 3.

Авт. свид. СССР № 220380. Способ вибродуговой наплавки и сварки деталей под слоем флюса с низкочастотными колебаниями электрода, отличающийся тем, что с целью повышения качества наплавленного металла на низкочастотные колебания электрода накладывают высокочастотные ультразвуковые колебания порядка, например, 20 кгц.

Пример 4.

Авт. свид. СССР № 244272. Способ осаждения пыли с использованием магнитного поля, отличающийся тем, что... воздух подвергают одновременному воздействию акустического и магнитного полей.

Наверняка многие читатели видели как строители занимаются уплотнением бетона с помощью вибраторов, изобретены так же стиральные вибрационные машинки удобные в командировках.
Очень давно для сортировки материалов по разным размерам используются механические грохоты сита с соответствующим размером ячеек. Любая домохозяйка просеивает муку для предотвращения поподания более крупных частиц и насыщения муки кислородом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга
svella
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирована:
2008-07-19
Кол-во пунктов: 20998
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 15 Май 2019 08:54
   Заголовок сообщения: Методы развития творческих способностей
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Угу..кто это читает?
_________________
Ухаживай за цветами, а не гоняйся за бабочками. И тогда, бабочки прилетят к тебе сами.

Мэтью Макконахи
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Посмотреть анкету пользователя из отдела знакомства Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
Начать новую тему    Ответить на тему Часовой пояс: GMT + 1
RC-MIR.com » Форум » Общество » Дом, Семья, Здоровье » Сделай сам » Методы развития творческих способностей
Страница 3 из 5 На страницу: Пред.    1, 2, 3, 4, 5   След.

 

Похожие темы:
   Форум   Тема   Автор   Последнее 
Нет новых сообщений Разные новости Эксперты раскрыли сценарии развития человечества
KAWTAHKA 01 янв. 2017 23:30
RnBLiker Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Разные новости Экология.Причиной развития хронических заболеваний.
[На страницу: 1, 2, 3...6, 7, 8, 9, 10, 11]
jako102 20 дек. 2018 22:57
jako102 Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Религия Лестница развития разума
[На страницу: 1, 2]
propher2 04 окт. 2017 12:03
propher2 Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Работа Ищу партнеров для развития бизнеса с Россией и Европой
Baltpost 29 Май 2017 21:29
Baltpost Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Православие Библейские методы прекращения Билейских войн
[На страницу: 1, 2, 3, 4, 5, 6]
Manusolog 07 янв. 2018 13:10
Manusolog Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Политика Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития
look72 03 фев. 2018 12:59
look72 Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Политика Сергей Цивилев выделил приоритеты направления развития регио
Belomore 09 апр. 2018 11:31
Belomore Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Экономика КАПИТАЛИЗМ — ЭТО ТУПИК РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Almazik1995 27 апр. 2018 17:08
Almazik1995 Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Экономика КАПИТАЛИЗМ — ЭТО ТУПИК РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
Almazik1995 27 апр. 2018 17:09
Almazik1995 Посмотреть последнее сообщение